Нормативно-правовая база
Информация о развитии потребительского рынка в Алтайском крае
Итоги развития потребительского рынка Алтайского края за 2018 год
Объем реализованных населению товаров через розничную торговую сеть края за январь-декабрь 2018 года составил 352,3 млрд. руб., индекс физического объема к аналогичному периоду прошлого года – 101,3%.
Объем реализованных за январь-декабрь 2018 года непродовольственных товаров составил 180,3 млрд. руб., индекс физического объема к аналогичному периоду 2017 года – 102,0%, продовольственных товаров – 172,0 млрд. руб., индекс физического объема к январю-декабрю 2017 года – 100,5%.
В январе-декабре 2018 года оборот розничной торговли на 98,6% сформирован торгующими организациями и индивидуальными предпри-нимателями, реализующими товары вне рынка. В том числе 51,9% оборота обеспечили малые предприятия (включая микро) и индивидуальные предприниматели.
По данным органов местного самоуправления за 2018 год введено в эксплуатацию 266 торговых объектов общей площадью 79,2 тыс. кв. м. Наиболее крупные открыты в г. Барнауле - торговые центры «Заря», «Простор». Продолжилось развитие сетевой торговли в крае, так по итогам года открыто 103 объекта крупных торговых сетей продовольственной направленности.
Органами местного самоуправления продолжена работа по проведению ярмарок «выходного дня» в муниципальных районах и городских округах края. По итогам года в крае проведено 2119 ярмарочных мероприятий, что на 4,1% больше аналогичного периода прошлого года.
По данным Алтайкрайстата, индекс потребительских цен на продовольственные товары в декабре 2018 года по отношению к декабрю 2017 года составил 104,1%, в том числе на продукты питания – 104,4%, алкогольные напитки – 101,3%.
В целом уровень потребительских цен на продукты питания в крае остается одним из самых низких среди российских регионов: по 22 из 24 социально значимых продуктов питания цены ниже, чем в среднем по России. По итогам декабря 2018 года Алтайский край входит в пятерку регионов СФО с минимальными ценами на все 24 позиции социально значимых продуктов питания. В крае зафиксированы самые низкие средние цены в Сибири на кур охлажденных и мороженых, масло подсолнечное, яйца куриные, соль поваренную пищевую, муку пшеничную, крупу гречневую-ядрицу и капусту белокочанную свежую. По наименьшей стоимости условного (минимального) набора продуктов питания в декабре 2018 года Алтайский край среди регионов Сибири занимает 2 место (3496,95 руб.), в рейтинге регионов СФО по минимальной стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг край занимает третье место (13780,3 руб.).
Предприятиями общественного питания за 2018 год оказано услуг на сумму 9,9 млрд. рублей или 101,5% к аналогичному периоду прошлого года (в сопоставимых ценах). По данным органов местного самоуправления в январе-декабре 2018 года открыт 51 объект общественного питания на 1881 посадочное место. Наиболее крупные объекты общедоступной сети открылись в г. Барнауле: кафе «PLAZA» на 100 посадочных мест, ресторан «ATLAS» на 70 посадочных мест и дом-ресторан «Ясная поляна» на 140 посадочных мест.
За январь-декабрь 2018 года бытовых услуг населению оказано на сумму 9,6 млрд. рублей, индекс физического объема к аналогичному периоду прошлого года – 95,3%. В прошедшем году по данным органов местного самоуправления открыто 47 объектов, относящихся к сфере бытового обслуживания населения, на 134 рабочих места. Более половины из них - парикмахерские. В структуре оборота бытовых услуг преобладают услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (28,1%), услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (19,1%), а также парикмахерские услуги (16%).
Информация для субъектов предпринимательской деятельности и потребителей
Информация для жителей Алтайского края, руководителей организаций, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка, о нормативных документах, регламентирующих создание безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения
Учебный фильм - пособие "Памятка зрячему"
Видеопособие "Слепой в магазине"
Примеры адаптации для основных категорий инвалидов
Уникальная Система информирования и ориентирования "Говорящий Город"
Конвенция ООН о правах инвалидов
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
План мероприятий ("дорожная карта") Алтайского края "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства"
Сборник нормативных правовых актов и справочных документов
Методическое пособие по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг
Правила этикета при общении с инвалидами различных категорий
Перечень барьеров окружающей среды для основных категорий инвалидов
Переход к новому порядку оформления ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) на подконтрольные госветнадзору товары в электронном виде предусмотрен Федеральным законом от 28.12.2017 №431-ФЗ, которым внесены изменения в статью 4 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Новым порядком установлено, что с 01.07.2019 ВСД на определенные перечни подконтрольных госветнадзору товаров, утвержденные:
1) приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 №647 «Об утверждении перечня подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации»;
2) приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 №646 «Об утверждении перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы»;
3) приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 №648 «Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами»,
оформляются в электронном виде согласно приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 №589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях».
До 01.07.2018 оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется по желанию собственника подконтрольной продукции (п.4 ст.4 Закона №243-ФЗ).
Для исполнения нормативных документов в области ветеринарии хозяйствующим субъектам, осуществляющим:
1) разведение и/или содержание сельскохозяйственных животных;
2) производство пищевых продуктов и сырья животного происхождения;
3) переработку пищевых продуктов и сырья животного происхождения;
4) хранение и/или реализацию пищевых продуктов и сырья животного происхождения,
необходимо осуществлять работу с электронной государственной информационной системой «Меркурий», разработанной Россельхознадзором и позволяющей организациям оставлять заявки на оформление ВСД, осуществлять оформление и гашение оформленных электронных ВСД, оформлять возвратные ВСД в соответствии с приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 №646 «Об утверждении перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы», делать инвентаризацию, генерировать отчеты, получать необходимую информацию и т.д.
Для получения доступа к работе с системой «Меркурий» (получить логин, пароль) хозяйствующим субъектам необходимо подать заявление установленного образца в зависимости от организационно – правовой формы (ИП / ЮЛ) в территориальное управление ветеринарии согласно перечню: Краевые государственные бюджетные учреждения ветеринарии.
Изделия из натурального меха
С 12 августа 2016 года на территории Российской Федерации введена обязательная маркировка меховых изделий. В соответствии с требованиями федерального законодательства осуществлять продажу изделий из натурального меха без специальных меток – контрольных (идентификационных) знаков, на которых занесена полная информация о происхождении, качестве и заводе-изготовителе, запрещено.
Маркировка меховых изделий обязательна для всех участников оборота товаров по данной товарной позиции, включая производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка.
Процесс чипирования осуществляется поэтапно через Информационный ресурс маркировки, оператором которого является Федеральная налоговая служба (далее – ФНС). При этом не требуется личного посещения налогоплательщиками налоговых органов. Участники оборота мехового рынка передают сведения о маркировке меховых изделий в Информационный ресурс маркировки. Для подключения к Информационному ресурсу маркировки налогоплательщикам необходимо зарегистрироваться в Личном кабинете Информационного ресурса маркировки с помощью электронной подписи.
Для заказа контрольных (идентификационных) знаков (далее – КиЗ) налогоплательщикам в Личном кабинете Информационного ресурса маркировки необходимо осуществить описание своего товара, подать заявление на изготовление КиЗ, оплатить, получить КиЗ, промаркировать товар и сообщить об этом в Личном кабинете Информационного ресурса маркировки. Эмитентом КиЗ в России является АО «Гоззнак» (www.goznak.ru).
За оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка маркировки таких товаров предусмотрена как административная (статья 15.12 КоАП РФ), так и уголовная (статья 171.1 УК РФ) ответственность.
В целях информирования участников рынка о маркировке товаров на официальном сайте ФНС создан информационный портал, посвященный данной тематике, где участники рынка могут найти ответ на возникающий вопрос (https://www.nalog.ru/rn22/taxation/labeling/mark/). Также для удобства предпринимателей осуществляет работу контакт-центр по телефону 8-800-222-22-22.
Потребители могут проверить легальность маркированного товара при помощи любого QR – считывателя, установленного на мобильное устройство. ФНС России разработано специальное бесплатное приложение «Проверка товаров» для мобильных устройств на базе iOS и Android. Также на сайте ФНС имеется возможность проверить легальность маркированного товара путем ввода номера КиЗ.
В настоящее время Правительством Российской Федерации расширен перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Введение маркировки на отдельные товары предусмотрено в 2019 году. Перечень товаров, подлежащих маркировке, утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р.
Нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 26.04.2016 № 105-ФЗ «О ратификации Соглашения о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 235.
- Протокол о продлении срока действия Соглашения о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по ведению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" от 8 сентября 2015 года.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации"
Информация об обязательной маркировке товаров в 2019 году
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р утверждён перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в 2019 году. С 1 марта вводится обязательная маркировка табачной продукции, с 1 июля - обуви, с 1 декабря - остальных групп товаров: предметы одежды, включая рабочую одежду изготовленные из натуральной или композиционной кожи; трикотажные блузки; пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки; постельное, столовое, туалетное и кухонное белье; духи и туалетная вода; фотокамеры (кроме кинокамер), фотоаппараты и лампы-вспышки; шины и покрышки пневматические резиновые.
Оператором единой системы цифровой маркировки назначен Центр развития перспективных технологий в г. Москве (далее – ЦРПТ), координацию осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В настоящее время проходят пилотные проекты в табачной и обувной отраслях.
С января 2018 года в России запущен эксперимент по маркировке табачной продукции. Табачная продукция маркируется в потребительской и групповой упаковках, также может маркироваться транспортная упаковка. На пачку и блок наносится двумерный код в формате Data Matrix, защищенный отечественными криптографическими технологиями. В эксперименте участвуют все крупные производители табачной продукции. Основные действующие нормативные документы по данной группе товаров по состоянию на 26.12.2018:
постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 № 1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции»;
методические рекомендации для проведения эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции на территории Российской Федерации, утвержденные Министром промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуровым от 25.12.2017.
В июне 2018 года стартовал эксперимент по маркировке обувных товаров цифровыми кодами Data Matrix. Сейчас участие производителей, импортеров и магазинов в эксперименте добровольное.
18 декабря 2018 года в г. Барнауле для органов местного самоуправления и субъектов предпринимательства состоялся информационный семинар по вопросу маркировки обуви с участием представителя ЦРПТ, организованный управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. В режиме видеоконференцсвязи спикер подробно проинформировал о принципах работы Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак», об особенностях маркировки обувной продукции, в т.ч. спецобуви. Одним из актуальных вопросов обсуждения на семинаре был вопрос о маркировке имеющихся остатков товаров, не реализованных на дату введения обязательной маркировки (т.е. по состоянию на 01.07.2019). Принятие нормативного документа федерального уровня, регламентирующего порядок и требования к маркировке остатков товаров, планируется к апрелю-маю 2019 года.
Основные действующие нормативные документы по данной группе товаров по состоянию на 26.12.2018:
постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 № 620 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 791-р «Модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации»;
методические рекомендации для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота обувных товаров, соответствующих ТН ВЭД ЕАЭС 6401-6405, в Российской Федерации, утвержденные Министром промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуровым от 03.09.2018.
Информация о единой системе цифровой маркировки продукции и сроках ввода размещена на сайте https://честныйзнак.рф/.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОРГОВОГО РЕЕСТРА
Во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16 июля 2010 года № 602 «Об утверждении формы торгового реестра, порядка формирования торгового реестра и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре» на территории Алтайского края проводится работа по формированию торгового реестра.
Торговый реестр – это база данных, включающая в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей).
Внесение сведений в торговый реестр Алтайского края производится по заявлению хозяйствующего субъекта с приложением следующей информации и документов:
1) | ![]() |
Заявление о внесении сведений в торговый реестр Алтайского края; |
2) | ![]() |
Информация установленного образца о хозяйствующем субъекте; |
3) | ![]() |
Информация установленного образца о торговых объектах хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, представляемая для внесения в торговый реестр; |
4) | ![]() |
Информация установленного образца об объектах хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки товаров, представляемая для внесения в торговый реестр; |
5) | Заверенная в установленном порядке копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; | |
6) | Заверенная в установленном порядке копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (кроме случаев, когда заверенная в установленном порядке отметка о постановке на учет в налоговой инспекции сделана на свидетельстве о государственной регистрации, с указанием идентификационного номера налогоплательщика); | |
7) | Документы или их копии, подтверждающие информацию хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, о принадлежащих ему торговых объектах (предоставляются на каждый объект, вносимый в торговый реестр. После внесения сведений документы возвращаются хозяйствующему субъекту); | |
8) | Документы или их копии, подтверждающие информацию хозяйствующего субъекта об объектах хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки товаров. |
Внесение изменений и (или) исключение сведений, содержащихся в торговом реестре, также производится по заявлению хозяйствующего субъекта, включенного в торговый реестр, о внесении изменений и (или) исключении сведений.
![]() |
Заявление о внесении изменений в сведения, находящиеся в торговом реестре Алтайского края |
Для внесения сведений в торговый реестр Алтайского края вышеуказанные документы необходимо представить в администрацию муниципального района или городского округа, на территории которых расположены объекты хозяйствующего субъекта.
![]() |
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (опубликовано 28.11.2016) |
![]() |
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (опубликовано 28.11.2017) |
![]() |
Приказ Управления от 28.11.2017 № 141 "Об утверждении Перечня на 2018 год" (опубликовано 28.11.2017) |
![]() |
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (опубликовано 23.11.2018) |
![]() |
Приказ Управления от 23.11.2018 № 121 "Об утверждении Перечня на 2019 год" (опубликовано 23.11.2018) |
![]() |
Приказ Управления от 09.01.2019 № 43/Пр/1 "О внесении изменений в Перечни на 2016, 2017, 2018 и 2019 годы" (опубликовано 09.01.2019) |
![]() |
Приказ Управления от 30.01.2019 № 43/Пр/9 "О внесении изменений в Перечень на 2019 год" (опубликовано 30.01.2019) |